Внимание! В программе циклов лекций и семинаров возможны изменения. Следите за актуальной информацией в нашем телеграм-канале и на странице Вконтакте. Посетить авторские семинары можно абсолютно бесплатно по предварительной регистрации.

Сущности утраченных мгновений

Семинар Игоря Валерьевича Лебедева

октябрь 2024 — апрель 2025 (по пятницам в 19.00)
Занятия проводятся раз в месяц

Мы вновь отправляемся в визуальное путешествие по миру фотографии: каждый период ее истории связан с теоретическим текстом, автором, выставкой, книгой и, конечно, с фотографиями, сохранившими для нас мгновения жизни и судьбы. На каждой лекции мы будем рассматривать определенный период истории фотографии, в рамках которого формировалось творческое наследие мастеров в отечественном и зарубежном контекстах.

Кабинет архитектора

Семинар Анны Валерьевны Сирро

октябрь 2024 — апрель 2025 (по средам в 19.00)
Занятия проводятся раз в две недели

Цикл занятий семинара «Кабинет архитектора» — это попытка погрузить слушателей в мысленное путешествие по пространству, наполненному архитектурными символами, образцами, подсчетами гармоничных пропорций, цитатами и фантазиями. Виртуальный кабинет архитектора, где собраны здания, судьбы, проекты невероятного будущего — еще не исчерпывающая архитектурная библиотека, но экспозиция важнейших частей архитектуры.

Цикл будет состоять из четырех частей: Язык архитектуры; Архетипы в архитектуре; Образы и образцы; Архитектурные судьбы.

Язык архитектуры
1. Феномен архитектуры
2. Архитектурные средства выразительности
3. Архитектоника и конструкция
4. Смыслы в архитектуре
Архетипы в архитектуре
5. Архетипы в истории архитектуры
6. Храм и жилище
7. Дворцы и темницы
8. Один и много (Скит и стадион)
Образы и образцы
9. Ордер как система мышления
10. Святыни как образцы
11. Иконы модернизма
Архитектурные судьбы
12. Непререкаемые авторитеты классики
13. Вторая оптическая революция и новая архитектура
14. Мечтатели от архитектуры
15. Конформисты и бунтари в архитектуре
16. Архитектурная манипуляция

Инженерное искусство XX века

Семинар Антона Александровича Смирнова

ноябрь 2024 — апрель 2025 (по вторникам в 19.00)
Занятия проводятся раз в месяц

Программа четвертого курса «Инженерное искусство ХХ века» продолжит поднимать темы истории транспорта, но в ней будет сделан акцент на индивидуальном личном транспорте. Вместе с лектором участники семинара поговорят о произведениях инженерной мысли, которые вопреки экономике и моде вошли в историю и по сей день поражают совершенством своих решений.
У слушателей будет возможность понять и разобраться, как личность инженера, его карьера и повороты судьбы отражаются на творчестве.

1. Инженерное искусство мостов
2. История велосипедов
3. История автомобилей Порше

Одевая кино

Семинар Екатерины Бычковой

октябрь 2023 — декабрь 2024 (по пятницам в 19.00)
Занятия проводятся раз в месяц

Лекции авторского семинара «Одевая кино» — это продолжение циклов «Заметки о костюме
и моде» (2018/2019), «Советская мода» (2019/2020), «Мода и музей» (2021/2022), «Мода и кино: от «Метрополиса» до «Круэллы» (2022/2023), которое под новым углом показывает историю отношений костюма и кинематографа.

На этот раз разговор будет посвящен тому, как разные жанры в кино работают с костюмом и какс его помощью на экране рождаются веселые, грустные, пугающие, захватывающие и романтичные архетипы, а герой превращается то в злодея, то в супергероя, то в сказочного персонажа, то в участника исторических событий, то в путешественника.

1. Костюм для преступления
2. Костюм для мюзикла
3. Костюм для истории
4. Костюм для страха
5. Костюм для любви
6. Фантастический костюм
7. Костюм не для всех
8. Костюм для сказки
9. Костюм в мультфильмах
10. Костюм для приключений
11. Костюм для смеха

Контрапункты. Музыка, танец, визуальное
искусство в ХХ-ХХI веках

Семинар Марины Захаровой и Анны Тыренко

ноябрь 2024 — март 2025
Занятия проводятся раз в месяц

В 60-е годы один из основателей движения Флюксус Дик Хиггинс сформулировал понятие «интермедиальности», которое описывало междисциплинарные эксперименты в искусстве того времени. Интермедиями он называл то множество полей, возникающих на стыке разных видов искусства, как, например, между живописью и театром или рисунком и поэзией. Иногда эти «поля» обретали собственные имена — визуальная поэзия, перформанс и т. д. Однако успешные попытки переступить через рамки видов искусства были еще в начале двадцатого века, когда самые талантливые композиторы, хореографы и художники объединялись для создания совершенно новаторских по замыслу произведений и исполнению. Весь двадцатый век представляет собой историю сотрудничеств единомышленников, работающих в разных медиа: эти переплетения между музыкой и визуальным искусством, танцем и перформансом и дают нам общую картину творческих поисков прошлого века. Но и сегодня большинство по-настоящему актуальных произведений искусства сложно отнести к одному медиа, а появление современных технологий — интернета, компьютерной графики, специальных программ для записи музыки и видео, виртуальной реальности — вывело понятие междисциплинарности на новый уровень. Именно это исследование пересечений между визуальным искусством, музыкой и хореографией и является задачей семинара.

1. «Искусство машин и варваров»: от вагнеровского гезамкунстверка к сюрреализму. Дягилев и «Русские сезоны». «Парад»: Сати, Пикассо, Мясин, Кокто. «Свадебка»: Стравинский, Нижинская, Гончарова
2. «Дальше — шум». Послевоенное искусство, музыка и танец. Джон Кейдж, Мерс Каннингем, Флюксус, Роберт Раушенберг, Триша Браун, Ивонн Райнер
3. От сложного к простому: минимализм
в искусстве, музыке и танце. Анн-Терез де Кеерсмакер и Стив Райх («Фазы»), Филип Гласс и Роберт Уилсон («Эйнштейн на пляже»), Ян Фабр, Роберт Моррис
4. Пост (пост) модернизм: современные междисциплинарные практики и эксперименты. Исследования телесности и позиции автора/исполнителя в эпоху виртуальной реальности и технической воспроизводимости

Из истории античного искусства и коллекций
Эрмитажа. Как смотреть и понимать
античное искусство

Семинар Людмилы Ивановны Давыдовой

февраль апрель 2025
Занятия проводятся раз в месяц

Великое художественное наследие, оставленное человечеству древними греками и римлянами, до сих пор полно загадок. Как смотреть и понимать античное искусство — скульптуру, вазопись, терракоты, мозаики, настенные росписи?
Как вдохновляться произведениями великих античных мастеров и создавать на их основе новые, актуальные работы? Как создавать картины или скульптуры, в которых не только узнаваемы мифологические персонажи и те оригинальные творения великих мастеров, которыми вдохновлялся современный живописец или скульптор, но и почувствовать в них живое дыхание Прошлого, с его поисками Красоты и Гармонии мира? Попробуем вместе поразмышлять над всеми этими вопросами на лекциях в Молодежном центре Эрмитажа

1. Описания античных авторов — Филостраты (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи
2. Великие исследователи античного искусства — от И. И. Винкельмана до Дж. Бордмана
3. Античность в XX—XXI вв.

«От объекта к субъекту: социальный поворот
в современном искусстве»

Семинар Анны Тыренко

март — май 2025
Занятия проводятся раз в месяц

Зачем нам нужно искусство Ответ на этот вопрос зависит от эпохи, философии, контекста: разные мыслители от Платона до Адорно приходили к разным позициям. Начиная с ХХ века, эстетические рамки постепенно сменяются этическими, а философы и художники ищут способы соединить стратегии искусства с гуманистической мыслью.

На этом курсе мы посмотрим, как из диалектики между независимостью художественного произведения и его социальным контекстом появляется новый способ существования искусства — где взаимоотношения между людьми становятся самой по себе целью произведения. Социальное воздействие и изменения общества все больше становится не приятным бонусом, а главной эстетической стратегией — от спасения планеты до помощи незащищенным группам общества.

1. На краю эстетического: от эстетики к этике
2. Искусство действия: как художники говорят с обществом
3. По ту сторону зрительства: социальный поворот в искусстве

Книжный клуб «Есть одна книга»

Руководитель — Анна Вадимовна Тыренко

Встречи проходят раз в месяц

Музей уже давно стал так называемым «третьим местом», где жители города проводят большую часть своего свободного от учёбы и работы времени. Совместное чтение и обсуждение культурной жизни города может стать подспорьем на пути продвижения этой концепции и функции музея. В рамках книжного клуба планируется чтение и обсуждение художественной литературы, связанной с искусством. Помимо обсуждений будут проводиться встречи с писателями и поэтами.